5
Образовательные стандарты
Образовательные стандарты
О ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)
ВНЕДРЕНИЕ ФГОС
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации", в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
ФГОС включает в себя требования к:
- структуре образовательной программы дошкольного образования (далее Программа) и её объёму;
- условиям реализации Программы;
- результатам освоения Программы.
ФГОС направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государством гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства и Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «Буратино»
ПРИКАЗ
10.01.2014 с. Усть-Тулатинка №31
О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
В ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
Во исполнение приказа Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155
«Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
п р и к а з ы в а ю:
- Разработать и утвердить план-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в МБДОУ детский сад «Буратино» с. Усть-Тулатинка (приложение 1);
- Обеспечить методическое сопровождение реализации ФГОС ДО и руководство процессом разработки (коррекции) образовательных программ дошкольных образовательных учреждений;
- Обеспечить контроль по введению ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ детский сад «Буратино» с. Усть-Тулатинка
- Создать рабочую группу по введению ФГОС ДО в МБДОУ детский сад «Буратино» с. Усть-Тулатинка (приложение 2);
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий МБДОУ
детский сад «Буратино» /Макышева А.Г./
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ д/сад «Буратино» с. Усть-Тулатинка от « 10 » января 2014г. протокол № 1 Председатель педагогического совета _____________ Лобанова Г.И. |
УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ д/сад «Буратино» с. Усть-Тулатинка от « 10 » января 2014г. № 31 |
Заведующий МБДОУ детский сад «Буратино» ________Макышева А.Г |
План-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в МБДОУ детский сад «Буратино» с. Усть-Тулатинка
Приложение 1 к приказу№ 31 от 10.01.2014г
Наименование мероприятия |
Мероприятия образовательного учреждения |
Сроки |
Создание нормативного обеспечения введения ФГОС |
- приказ МБДОУ детский сад «Буратино» «О разработке и утверждении плана-графика по введению ФГОС ДО» |
Январь 2014г |
- разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ДО в МБДОУ детский сад «Буратино» |
Январь 2014г |
|
- определение примерных основных образовательных программ ДО, реализуемых в с учетом особенностей контингента воспитанников |
Январь 2014г - Май 2014г |
|
- разработка на основе ФГОС ДО и ООП ДО образовательной программы МБДОУ детский сад «Буратино» |
Январь 2014г - Май 2014г |
|
- обсуждение материально-технических условий реализации образовательной программы МБДОУ детский сад «Буратино» |
Январь 2014г - Май 2014г |
|
- обеспечение соответствия нормативной базы МБДОУ детский сад «Буратино» требованиям ФГОС (санитарно-гигиенические условия, финансирование и др.) |
Январь 2014г |
|
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников МБДОУ детский сад «Буратино» |
Январь 2014г |
|
Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС |
- разработка локальных актов, регламентирующих реализацию ФГОС ДО |
Январь 2014г |
- формирование проекта муниципального задания МБДОУ детский сад «Буратино» |
Декабрь 2014г |
|
Создание организационного обеспечения введения ФГОС |
- обеспечение координации деятельности участников образовательных отношений и организационных структур МБДОУ детский сад «Буратино» по подготовке и введению ФГОС ДО |
Январь 2014г - Май 2014г |
- создание системы методической работы в МБДОУ детский сад «Буратино», обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
|
Январь 2014г - Декабрь 2014г |
|
- создание условий для участия педагогических работников в методических объединениях системы образования |
В течение 2014-2016гг |
|
- формирование внутренней системы оценки качества дошкольного образования |
Январь 2014г - Май 2014г |
|
- включение в общероссийский мониторинг по введению ФГОС ДО
|
По федеральному графику |
|
- реализация принципов государственно-общественного характера управления МБДОУ детский сад «Буратино», включая формы публичной отчетности (самообследование) |
В течение 2014-2016гг |
|
Создание кадрового обеспечения введения ФГОС |
- разработка и реализация плана-графика повышения квалификации педагогических работников и руководителя МБДОУ детский сад «Буратино» в связи с введением ФГОС ДО |
Январь 2014г - Декабрь 2014г |
- введение эффективного контракта с педагогическими работниками МБДОУ детский сад «Буратино»
|
Январь 2014г - Декабрь 2014г |
|
Создание информационного обеспечения введения ФГОС |
- широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода МБДОУ детский сад «Буратино» на |
Постоянно |
- реализация деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия по вопросам введения ФГОС ДО |
Январь 2014г - Декабрь 2014г |
|
- подготовка материалов самообследования МБДОУ детский сад «Буратино» |
Июль 2014, 2015, 2016гг |
|
- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о результатах самообследования |
Август 2014, 2015, 2016гг |
|
- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств |
Декабрь 2014, 2015, 2016гг
|
|
Создание материально технического обеспечения введения ФГОС |
- разработка на основе ФГОС ДО и ООП ДО образовательной программы МБДОУ детский сад «Буратино» с учетом требований к минимальной оснащенности образовательной деятельности |
Январь 2014г - Май 2014г |
- осуществление материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО |
В течение 2014-2016гг |
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ д/сад «Буратино» с. Усть-Тулатинка от « 10 » января 2014г. протокол № 1 Председатель педагогического совета _____________ Лобанова Г.И |
УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ д/сад «Буратино» с. Усть-Тулатинка от « 10 » января 2014г. № 41 |
Заведующий МБДОУ детский сад «Буратино» _______________ Макышева А.Г |
Мониторинг готовности МБДОУ детский сад «Буратино» к введению ФГОС дошкольного образования
Направление мониторинга: определить уровень готовности ДОУ и педагогов к введению ФГОС.
Цель: выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов специалистов ДОУ для корректировки деятельности в условиях введения ФГОС.
Задачи:
- определение основных рисков введения ФГОС в ДОУ;
- получение информации о готовности педагогических кадров к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом ФГОС, в т.ч. на основе современных ИКТ-технологий;
- выявление основных проблем, испытываемых руководителями и педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС;
- уточнение содержания запросов педагогов на необходимые информационные и научно-методические ресурсы;
- выявление мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагога в условиях введения ФГОС;
- определение основных направлений и форм методической поддержки специалистов ДОУ в условиях введения ФГОС на региональном и муниципальном уровнях.
Сроки мониторинга: с 30 апреля по 30 мая 2015г.
Участники мониторинга:
- воспитатели групп ДОУ;
- педагоги и специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, медицинский персонал);
- родителей воспитанников ДОУ.
Приложение № 1 – Вопросник, заполняют воспитатели, и другие специалисты ДОУ;
Приложение № 2 – Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО», заполняют воспитатели, и другие специалисты ДОУ;
Приложение № 3 – «Самоанализ готовности образовательной среды МБДОУ детский сад «Буратино» к работе в условиях реализации ФГОС в соответствии с требованиями к условиям реализации ОП ДО» руководитель.
Приложение № 4 – «Результаты анкетирования родителей воспитанников групп» заполняют родители воспитанников ДОУ.
Приложение № 3
Самоанализ готовности образовательной среды
МБДОУ детский сад «Буратино»
к работе в условиях реализации ФГОС ДО
в соответствии с требованиями к условиям реализации ОП ДО
на 30.10.2015 года
Объект мониторинга |
Оценка работы |
Выявленная проблема |
Пути решения проблемы |
|
|||
Организация образовательного процесса в соответствии со следующими документами:
|
1. Подобрана нормативно – правовая база. 2. Разработана новая форма договора с родителями о предоставлении образовательной услуги. 3. Принята основная образовательная программа ДОУ на основе ФГТ. |
1. Нет утвержденных примерных ООП. |
1. Утверждена Рабочая группа для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной деятельности ДОУ на этапе введения ФГОС ДО.
|
Наличие следующих документов: - лицензии на право ведения образовательной деятельности; - Устава ДОУ; - Режима дня; - должностных инструкций, составленных в соответствии с новыми тарифно-квалификационными характеристиками; - локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работникам ДОУ, в т. ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования; - дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками; - плана методической работы, обеспечивающего сопровождение перехода на новый образовательный стандарт.
|
1. Получена бессрочная лицензия 887 № 0000237 от 7 декабря 2012. 2. Разработано «Положение об оценке эффективности педагогической деятельности». 3. Разработаны должностные инструкции в соответствии с новыми тарифно – квалификационными характеристиками и Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н 4. Разработаны режимы дня в соответствии с действующим СанПином. 5. Оформлены дополнительные соглашения с педагогическими работниками по выплатам стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования. |
1. Нет разработанных практических методических рекомендаций по введению ФГОС.
|
1. Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение перехода на новый образовательный стандарт; 2. Работает Комиссия по оценке эффективности деятельности педагогических работников.
|
|
|||
1. Психолого – педагогические условия. 2. Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. 3. Наполняемость групп с учетом возраста детей. 4. Создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. 5. Условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в т.ч. доп. профессиональное образование. 6. Условия для предоставления информации о Программе всем участникам образовательного процесса (родители, педагоги, общественность). 7. Соблюдение допустимого объема образовательной нагрузки. |
1. ДОУ проводит укрепление физического и психического здоровья детей, создание эмоциональное благополучия. 2. Формируем у детей положительную самооценки, уверенность в собственных возможностях и способностях. 3. Используем в работе с детьми формы и методы, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям. 4.Осуществляем построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми. 5. Формируем положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу, взаимодействие детей друг с другом, в том числе принадлежащим к разным национально – культурным , религиозным общностям и социальным слоям. 6. Взаимодействуем с родителями в вопросах воспитания детей, укреплении их здоровья, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй. 7. Ежегодно два раза в год проводим диагностическое исследование детей, связанное с оценкой эффективности педагогических действий, лежащей в основе дальнейшего планирования работы. 8. Создаем условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности через использование проектного метода, иных методов и приемов. 9. Проявляем уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. 10. Осуществляем построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка через создание соответствующих условий, организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. 11. Организуем консультативную поддержку педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей. 12. Создаём условия для предоставления информации о Программе семьям воспитанников и всем заинтересованным лицам, а также широкой общественности в том числе в сети Интернет. 13. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует СанПиНу 2.4.1.3049-13.
|
1. Наполняемость групп небольшая.
2. Недостаточное методическое сопровождение образовательного процесса.
3. Недостаточная информированность родителей о ФГОС.
4. Недостаточное профессиональное образование педагогических работников, в том числе по введению ФГОС ДО. |
1. Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение перехода на новый образовательный стандарт.
2. Создана страница на официальном сайте ГБДОУ, информирующая родителей и представителей общественности о ФГОС ДО.
3. Разработан график повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
|
|
|||
1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ. 2. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей. 3. Обеспечение реализации различных образовательных программ, учет национально – культурных , климатических условий , возрастных особенностей детей 4. Содержательно – насыщенная , трансформируемая , полифункциональная , вариативная , доступная и безопасная среда 5. Наличие средств обучения , в т.ч. технических , игровых, спортивных
|
1. Обеспечиваем максимальную реализацию образовательного потенциала пространства групп, а также прилегающей территории для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста 2. Обеспечиваем реализацию различных образовательных программ, являющихся частью Основной Программы 3. Оснастили среду средствами обучения, в том числе техническими 4. Организовали образовательное пространство с целью обеспечения игровой. познавательной, исследовательской, творческой активности воспитанников. 5.. Организовали пространство для обеспечения двигательной активности воспитанников (зал, игровые и спортивная площадки, уголки в группах) 6. Создали возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей путем внесения игровых модулей , ширм и пр. 7. Осуществили периодическую сменяемость игрового материала. 8. Обеспечили исправность и безопасность предметно – пространственной среды. |
|
1. В группах сформируем уголки экспериментирования и исследовательской деятельности.
|
|
|||
1. Обеспеченность руководящими, педагогическими, административно – хозяйственными работниками. 2. Владение педагогическим персоналом основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
|
1. ДОУ полностью укомплектовано педагогическими, руководящими и административно – хозяйственными работниками. 2. Квалификация всех педагогических работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике. 2. Педагогические работники обладают необходимыми компетенциями.
|
|
|
|
|||
1.Соблюдение санитарно – эпидемиологических требований. 2.Соблюдение требований пожарной безопасности. 3.Обеспечение ООП учебно – методическими комплектами, оборудованием и пр. |
1. Требования санитарно – эпидемиологические соблюдены, предписаний нет. 2. Требования пожарной безопасности соблюдены, предписаний нет.
|
Недостаточная обеспеченность учебно – методическими комплектами в соответствии с ФГОС. |
1. Составлен список необходимых учебно – методических комплектов. 2. Рабочая группа для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной деятельности ДОУ на этапе введения ФГОС. |
|
|||
1. Объем расходов, необходимых для реализации Программы: - на оплату труда; - на средства обучения и воспитания; - на иные расходы. |
1. Финансирование осуществляется в рамках гос. задания. 2. Учтены средства на обеспечение з\платы педагогических работников (в соответствии с майскими Указами Президента РФ). |
|
|
Приложение № 4
Анкета
для родителей воспитанников групп
- Основными источниками информации о ходе введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) для Вас являются (выберите не более трёх вариантов ответа):
а) воспитатель группы и (или) администрация образовательного учреждения;
б) родители других воспитанников группы детского сада;
в) печатные средства массовой информации (газеты, журналы и т.д.);
г) электронные средства массовой информации (телевидение, радио и т.д.);
д) Интернет-сайт ДОУ;
е) другое (указать) ____________________________________________________________________________________
- Учитывалось ли Ваше мнение при организации воспитательно-образовательной деятельности
(кружков, общественно-полезных практик, экскурсий и др.) в образовательном учреждении, в целом при проектировании основной общеобразовательной программы ДОУ (планировании воспитательно-образовательной работы с детьми на группе)?
а) да; б) нет
- Какое участие Вы принимаете в реализации воспитательно-образовательного процесса в целом в ДОУ и в группе, которую посещает ваш ребенок? (возможен выбор более одного варианта ответа)
Как взаимодействуете с педагогами ДОУ?
а) присутствую на мероприятиях;
б) участвую в организации мероприятий, дополнительных занятий кружков, секций, в походах и т.д.;
в) обеспечиваю создание нового «уклада жизни» группы и ДОУ ( совокупности норм, правил, сохраняющих
и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного
процесса, знаю функции специалистов ДОУ, поддерживаю традиции детского сада);
г) участие не принимаю;
д) другое (указать) ___________________________________________________________________________________
- Кем Вы себя ощущаете в ДОУ? Своё положение в системе отношений «детский сад-родители» Вы можете охарактеризовать как (необходимо выбрать только один вариант ответа):
а) мы можем совместно решать общие проблемы;
б) от меня ничего не зависит;
в) детский сад сегодня обязан обеспечить конкурентоспособное качество образования, и моя задача это
контролировать;
- Считаете ли Вы, что с введением и реализацией ФГОС ДО произойдут положительные изменения в деятельности ДОУ и педагогов?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Приложение №1
Вопросник
для педагогов и руководителей ДОУ
Цели вопросника:
- Выявление профессиональных затруднений руководителей, педагогов и специалистов в период перехода на ФГОС НОО.
- Использование полученной информации для составления плана методической работы ДОУ на учебный год для устранения выявленных проблем.
_____________________________________________________________________________
- Ваше отношение к введению ФГОС ДО?
_____________________________________________________________________________
- Какие профессиональные трудности у Вас возникли в связи с введением ФГОС?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие вопросы по введению ФГОС Вы считаете наиболее освоенными? Какие результаты профессиональной деятельности предполагаете использовать в условиях введения ФГОС ДО?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ваши пожелания по организации методической работы по введению ФГОС
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Оцените по трехбалльной шкале свою готовность к введению ФГОС:
0 – низкая готовность;
1 – готовность к решению отдельных задач;
2 – готовность к реализации задач ФГОС в полном объеме
0 1 2
Приложение №2
Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО»
Уважаемые педагоги, просим ответить на предлагаемые вопросы.
№п/п |
Вопросы
|
Меню сайта
Календарь
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |